Комплект модулей памяти T-Force Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4-3200 с хорошим разгонным потенциалом

Не так часто нам приходится тестировать модули оперативной памяти, хотя ассортимент доступных на рынке решений очень разнообразен. Дело в том, что это разнообразие во многом «дутое», и даже в ассортименте одного производителя часто можно найти модули, которые отличаются лишь внешне (например, цветом радиатора). А тестировать память, которая отличается только цветом радиатора — скучно и неинтересно. Модули памяти DDR4–3200 мы, в принципе, уже тестировали, но с тех пор прошло много времени, появилось новое поколение процессоров и материнских плат. А потому будет интересно посмотреть, насколько актуальной стала высокоскоростная память и стоит ли игра свеч.

Итак, сегодня в прицеле нашего внимания комплект памяти из двух модулей Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4. Это память игровой серии T-Force Gaming компании TeamGroup.

Как указано на сайте производителя, данная память имеет сертификацию TUF Gaming Alliance. При слове TUF, естественно, возникает ассоциация с материнскими платами Asus серии TUF. И не случайно. Бренд TUF Gaming Alliance и был создан Asus в сотрудничестве с другими компаниями. В частности, под брендом TUF Gaming Alliance продаются продукты компании Cooler Master и вот теперь память компании TeamGroup. Что именно понимается под сертификацией TUF Gaming Alliance и каким требованиям должны отвечать продукты, чтобы получить данную сертификацию, не очень понятно. Никакой информации на этот счет нам не удалось найти, и скорее всего, такой информации просто не существует. Впрочем, это не столь важно. Есть на упаковке модулей памяти соответствующий логотип — и прекрасно.

В серию Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4 входят комплекты памяти с частотой 3600, 3200, 3000 и 2400 МГц. Все комплекты состоят из двух модулей, модули могут иметь емкость 8 или 16 ГБ. В нашем случае комплект состоял из двух модулей DDR4–3200 по 8 ГБ. Отличительной особенностью этих модулей памяти является наличие радиаторов с камуфляжной расцветкой. На сайте производителя указано, что это «высокоэффективные кованые радиаторы с современным асимметричным дизайном». Круто! Мы, правда, не поняли, в чем заключается асимметрия радиаторов и чем это лучше.

Термин «кованый» как-то не сочетается с алюминиевым радиатором, толщина которого всего 0,4 мм. Все же уместнее сказать «штампованный». Может, и не так красиво, но зато более корректно.

Согласно спецификации, модули памяти имеют тайминги CL16–18–18–38 при частоте 3200 МГц и работают при напряжении питания 1,35 В.

Разгон и результаты синтетических тестов

Для тестирования модулей памяти Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4–3200 мы использовали стенд следующей конфигурации:

Процессор
Intel Core i7–8700K
Материнская плата
Asus Maximus X Hero (Intel Z370)
Графическая подсистема
Intel UHD Graphics 630
Накопитель
SSD Seagate ST480FN0021 (480 ГБ)
Операционная система
Windows 10 Pro (64-битная)

При тестировании и разгоне модулей памяти процессор не разгонялся, а память работала в двухканальном режиме.

На нашем тестовом стенде с настройками в UEFI BIOS по умолчанию память Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4–3200 завелась на частоте 2400 МГц с таймингами CL16–16–16–39 при напряжении питания 1,2 В.

Более подробную информацию о таймингах памяти дает утилита AIDA64.

Приведем также результаты тестирования по скорости чтения и записи утилитой AIDA64.

Как видим, с настройками по умолчанию память Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4–3200 работает на частоте 2400 МГц, а частота 3200 МГц реализуется через XMP-профиль.

При активации XMP-профиля в настройках UEFI BIOS память без проблем заводится на частоте 3200 МГц с таймингами CL16–18–18–38, то есть работает согласно спецификации.

Естественно, при этом увеличиваются скоростные показатели памяти, что демонстрирует тест AIDA64.

Посмотрим, можно ли эту память разогнать. При разгоне в ручном режиме мы первоначально оставили тайминги, предусмотренные XMP-профилем (CL16–18–18–38) и увеличили напряжение питания до 1,4 В. У нас получилось разогнать память до частоты 3600 МГц.

Скоростные показатели памяти (скорость чтения, записи и копирования) выросла еще больше.

Глядя на результаты тестов AIDA64, можно подтвердить, что в режиме разгона до частоты 3600 МГц память становится быстрее, чем в режиме по умолчанию.

При увеличении частоты с 2400 до 3600 МГц (на 50%) скорость чтения возрастает на 42%, скорость записи — на 45%, а скорость копирования — на 50%. Однако речь идет о результатах синтетического теста («попугаях»), которые не показательны применительно к реальным приложениям. Быстрая память имеет смысл только в том случае, если она позволяет увеличить производительность системы в целом при работе с реальными приложениями. А если нет, то нет и смысла переплачивать за мегагерцы. Поэтому мы провели тестирование памяти с использование бенчмарка iXBT Application Benchmark 2018 на основе реальных приложений.

Тесты на основе реальных приложений

Тестирование памяти мы проводили в трех режимах: с настройками по умолчанию, то есть на частоте 2400 МГц c таймингами CL16–16–16–39 (при напряжении питания 1,2 В), а также при активации XMP-профиля (частота 3200 МГц, тайминги CL16–18–18–38) и при разгоне памяти до частоты 3600 МГц с таймингами CL16–18–18–38.

Из пакета iXBT Application Benchmark 2018 мы исключили тесты, результат которых зависит от производительности подсистемы хранения данных. Результаты тестирования в бенчмарке iXBT Application Benchmark 2018 приведены в таблице.

Тест
2400 МГц (CL16–16–16–39)
3200 МГц (CL16–18–18–38)
3600 МГц (CL16–18–18–38)
Видеоконвертирование, баллы
100,00±0,17
99,0±0,3
100,1±0,4
MediaCoder x64 0.8.52, c
101,0±0,5
101,0±0,7
102,4±0,8
HandBrake 1.0.7, c
124,84±0,13
125,6±0,8
127,3±0,6
VidCoder 2.63, c
142,56±0,17
141,1±1,3
142,1±0,4
Рендеринг, баллы
100,0±0,4
98,2±0,4
98,4±0,3
POV-Ray 3.7, c
84,68±0,09
85,5±0,4
86,18±0,11
LuxRender 1.6×64 OpenCL, c
153,0±0,2
154,0±0,7
155,0±0,5
Вlender 2.79, c
109,75±0,25
110,6±1,0
110,7±0,5
Adobe Photoshop CС 2018 (3D-рендеринг), c
99,7±1,4
103,5±0,6
102,9±1,5
Cоздание видеоконтента, баллы
100,00±0,12
103,24±0,16
102,69±0,25
Adobe Premiere Pro CC 2018, c
325,3±0,4
302,5±2,1
300,7±0,9
Magix Vegas Pro 15, c
180,0±0,5
178,0±1,4
177,4±0,7
Magix Movie Edit Pro 2017 Premium v. 16.01.25, c
353,3±1,0
349,8±0,3
348,4±0,6
Adobe After Effects CC 2018, c
344,0±0,7
343,0±1,9
342,6±0,8
Photodex ProShow Producer 9.0.3782, c
177,8±0,7
171,5±0,4
169,5±0,8
Обработка цифровых фотографий, баллы
100±0,17
107,09±0,22
107,0±0,3
Adobe Photoshop CС 2018, c
839,3±0,8
826,5±1,4
824,6±1,7
Adobe Photoshop Lightroom Classic СС 2018, c
157,8±0,7
139,4±0,4
140,4±0,6
Phase One Capture One Pro v. 10.2.0.74, c
245,7±0,5
230,5±1,8
228,9±1,0
Распознавание текста, баллы
100,00±0,16
99,6±0,4
99,6±0,4
Abbyy FineReader 14 Enterprise, c
314,4±0,5
315,6±1,3
315,6±1,4
Архивирование, баллы
100,0±0,1
121,59±0,21
117,2±0,3
WinRAR 5.50 (64-bit), c
328,5±0,6
284,1±1,5
276,1±0,9
7-Zip 18, c
303,5±0,2
255,4±0,5
244,27±0,17
Научные расчеты, баллы
100,5±0,5
101,8±0,5
101,8±0,6
LAMMPS 64-bit, c
261,7±1,4
254,9±1,8
249,8±1,0
NAMD 2.11, c
144,1±0,7
145,6±1,4
145,4±0,7
Mathworks Matlab R2017b, c
75,1±1,1
74,9±0,6
75,8±1,0
Dassault SolidWorks Premium Edition 2017 SP4.2 с пакетом Flow Simulation 2017, c
125,8±1,4
119,1±2,2
120,5±1,5
Интегральный результат, баллы
100,0±0,1
104,1±0,2
103,7±0,2

Полученные результаты красноречиво говорят сами за себя: в реальных пользовательских неигровых приложениях высокоскоростная память для массовой платформы Intel не дает почти никакого выигрыша. Лишь в некоторых отдельных приложениях увеличение частоты памяти с 2400 МГц до 3200 МГц позволяет улучшить результат. Наибольший выигрыш, как и следовало ожидать, наблюдается в архиваторах (до +20%) и приложениях обработки фотографий (до +7%). В большинстве приложений разгон памяти ничего не дает. Кроме того, есть приложения, в которых увеличение частоты памяти приводит к некоторому ухудшению результата (хоть и незначительному). Интегрально, увеличение частоты памяти с 2400 до 3200 МГц (на 33%) позволяет улучшить производительность системы на 4%. Интересно, что увеличение частоты памяти с 3200 до 3600 МГц не только не позволяет увеличить производительность, но и, наоборот, приводит к незначительному (на доли процента) падению производительности. Аналогия тут очевидная: высокоскоростное шоссе есть, а вот машин для него взять неоткуда. И если это шоссе расширять, быстрее по нему ездить не станут.

Впрочем, хотя наш набор используемых для тестирования приложений довольно обширный (22 теста), наверняка можно найти специфическую задачу, для которой быстродействие памяти будет иметь решающее значение. Например, в нашем списке используемых приложений нет игр (игровых тестов), что может показаться большим упущением, особенно если учесть, что речь идет о памяти игровой серии. К сожалению, как мы давно знаем, зависимость результатов от скорости памяти будет наблюдаться только в том случае, если используется процессорное графическое ядро. А вот при использовании дискретной видеокарты от памяти уже ничего не зависит. Нет никаких проблем, чтобы протестировать память в играх при использовании процессорного графического ядра. Но толку от полученных результатов будет ровно столько же, сколько и от использования синтетических тестов. Это просто результаты ради результатов, которые не имеют практического значения. Дело в том, что на процессорном графическом ядре не играют, поскольку при настройках на максимальное качество игры тормозят, а настройки на минимальное качество не представляют особого интереса, но даже при таких настройках большинство игр все равно будет тормозить.

И в этой связи возникает вопрос: почему же тогда память Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4 относится к игровой серии T-Force Gaming и какое отношение она вообще может иметь к играм? А вот тут ответ предельно прост. В наше время слово Gaming активно эксплуатируется маркетологами и навешивается как ярлык на большинство продаваемых продуктов. Просто так легче продавать. Никакой логической составляющей в этом нет. Не надо пытаться искать логику там, где есть маркетинг. Там только одна логика — продать.

Впрочем, чтобы не быть голословными, мы провели тестирование памяти в играх при использовании процессорного графического ядра. Для этого мы использовали часть игр из нашего тестового пакета iXBT Game Benchmark 2017 — использование всего набора игр в данном случае просто избыточно. Тестирование проводилось в разрешении 1920×1080 и при настройках игр на максимальное и минимальное качество. Как и при тестировании в реальных неигровых приложениях, мы прогоняли тесты в трех режимах: с настройками по умолчанию, то есть на частоте 2400 МГц c таймингами CL16–16–16–39 (при напряжении питания 1,2 В), а также при активации XMP-профиля (частота 3200 МГц, тайминги CL16–18–18–38) и при разгоне памяти до частоты 3600 МГц с таймингами CL16–18–18–38.

Результаты тестирования при настройке игр на максимальное качество следующие:

Игровой тест
Результат, FPS
2400 МГц (CL16–16–16–39)
3200 МГц (CL16–18–18–38)
3600 МГц (CL16–18–18–38)
World of Tanks
14,8±0,7
13,5±1,2
13,7±1,4
Battlefield 1
3,3±0,4
3,4±0,3
3,5±0,7
Deus Ex: Mankind Divided
1,6±0,1
1,7±0,1
1,7±0,1
Ashes of the Singularity
2,6±0,1
4,4±0,3
4,4±0,4
Far Cry Primal
7,0±0,3
8,0±0,3
8,1±0,4
Rise of the Tomb Raider
3,0±0,3
3,1±0,2
3,1±0,2
Dark Souls III
8,8±0,1
9,2±0,3
9,3±0,2
The Elder Scrolls V: Skyrim
10,3 ±0,3
10,7±0,3
10,8±0,3

Результаты настолько низкие, что всерьез обсуждать их и эффект от разгона памяти здесь не имеет смысла.

Теперь посмотрим на результаты тестирования при настройках игр на минимальное качество.

Игровой тест
Результат, FPS
2400 МГц (CL16–16–16–39)
3200 МГц (CL16–18–18–38)
3600 МГц (CL16–18–18–38)
World of Tanks
114±3
116±3
115±4
Battlefield 1
24,5±0,5
26,0±1,1
26,1±1,4
Deus Ex: Mankind Divided
11,9±0,2
12,5±0,3
12,5±0,3
Ashes of the Singularity
11,4±0,4
12,4±0,2
12,5±0,1
Far Cry Primal
14,0±0,3
14,1±0,2
14,2±0,3
Rise of the Tomb Raider
15,5±0,4
16,7±0,2
16,7±0,3
Dark Souls III
11,7±0,1
12,6±0,5
12,6±0,2
The Elder Scrolls V: Skyrim
25,0±0,7
26,4±0,3
26,8±0,3

Даже при настройке игр на минимальное качество увеличение частоты памяти с 2400 до 3200 и даже 3600 МГц улучшает результат, что называется, в пределах погрешности измерения.

И в заключение нашего обзора несколько слов по поводу кованых радиаторов. В обзорах модулей памяти мы неоднократно подчеркивали, что никакого практического смысла радиаторы для модулей памяти не имеют. И Vulcan TUF Gaming Alliance DDR4 не исключение. Память не нагревается настолько, чтобы в использовании радиаторов был смысл, причем это верно не только для штатного режима работы, но и для разгона. Радиаторы на модулях памяти — это не более чем моддинговый элемент. Ну, а утверждения, что радиаторы способствуют улучшению стабильности работы памяти — это опять-таки просто маркетинг.

Заключение

Собственно, вывод, который мы собираемся сделать, был очевиден заранее, и проведенное нами тестирование — лишь подтверждение очевидного факта. А факт заключается в том, что в реальных приложениях (равно игровых и неигровых) прирост производительности, который можно получить от разгона высокоскоростной памяти, крайне мал и, по большому счету, «игра не стоит свеч». Если у вас в системе используется высокоскоростная память — это хорошо, но это не даст вам никаких преимуществ. Лучшая память — простые модули DDR4–2133/2400 без радиаторов, а все остальное — чистый маркетинг.