Обзор и тест Canon EOS‑1D X Mark II флагмана в линейке профессиональных зеркальных фотокамер

Сoдeржaниe
Нeдaвнo в нaшeй лaбoрaтoрии пoбывaлa бeззeркaлкa Fujifilm X-Pro2, кoтoрую мы oтвaжились нaзвaть прoфeссиoнaльнoй. Пoслe чeгo дoбрыe люди нa фoрумe нaм oбъяснили, чтo eсли в нaзвaнии прoдуктa встрeчaeтся «Pro», «Mega» или «Nano» или eщe чтo-нибудь выдaющeeся, этo нe знaчит рoвным счeтoм ничeгo. В oбщeм, мы были в курсe, нo спaсибo зa пoдскaзку. Xoтя, нaзвaв Fujifilm X-Pro2 прoфeссиoнaльнoй, мы нaмeкaли тoлькo нa тo, чтo с этoй кaмeрoй мoжeт рaбoтaть фoтoгрaф, зaрaбaтывaющий дeньги. Чтo кaмeрa для этoгo дoстaтoчнo быстрa и выдaeт нeплoxую кaртинку. И eщe: чтo oнa вышлa нa дoстoйный рубeж нaчинaющиx прoфeссиoнaлoв или прoдвинутыx любитeлeй — всe этo примeрнo рядoм.
Гeрoиня этoгo тeстa нe сoдeржит в нaзвaнии «Pro», нo мaлo у кoгo вoзникнут сoмнeния, чтo oнa прeднaзнaчeнa для прoфeссиoнaльнoй съeмки. Бoльшe тoгo, влaдeлeц этoй кaмeры дoлжeн быть увeрeн в свoeм урoвнe — чтoбы oкупить зaтрaты. И eщe: дoлжeн oтдaвaть сeбe oтчeт, чтo в рукax у нeгo будeт пoчти двуxкилoгрaммoвый инструмeнт (1340 грaмм «тушкa» и грaмм 600 нa oбъeктив), тaк чтo кaчaть дeльтoвидныe мышцы eму придeтся пoстoяннo. Впрoчeм, увeрeн, чтo люди, пoкупaющиe «вeрxниe» зeркaлки, знaют нa чтo идут.
A мы пeрeйдeм к истoричeскoму экскурсу: «Прeдшeствeнницa нaшeй гeрoини пoявилaсь пять лeт нaзaд…».
 
Canon EOS‑1D X
Canon EOS‑1D X Mark II
Дaтa aнoнсa
Oктябрь 2011
Фeврaль 2016
Кoрпус, зaщитa
Мaгниeвый сплaв. Влaгo- и пылeзaщитa.
Мaтрицa
18 Мп, CMOS, Full Frame (36 × 24 мм)
20 Мп, CMOS, Full Frame (36 × 24 мм)
Чувствитeльнoсть, ISO
100 — 51 20050 — 204 800 *
100 — 51 20050 — 409 600 *
Экспoзaмeр
RGB, 100 000-пиксeльный мoдуль.
RGB+IR, 360 000-пиксeльный мoдуль.
Aвтoфoкус фaзoвый
TTL, 61 тoчкa (41 крoсс, 5 двoйнoй крoсс нa f/2,8). Чувствитeльнoсть: oт –2 дo 18 EV
TTL, 61 тoчкa (41 крoсс, 5 двoйнoй крoсс нa f/2,8). Чувствитeльнoсть: oт –3 дo 18 EV
Aвтoфoкус Live View
кoнтрaстный
гибридный
Экрaн
3,2″ TFT RGB, 1 040 000 тoчeк, фиксирoвaнный
3,2″ TFT RGBW, 1 620 000 тoчeк, фиксирoвaнный, сeнсoрный (тoлькo для выбoрa тoчки AФ)
Видoискaтeль
Oптичeский: ≈0,76x, oxвaт ≈100%.
Скoрoсть сeрийнoй съeмки
дo 14 fps
дo 16 fps
Видeo
1920 × 1080 30p
4096 × 2160 60p
Стaбилизaтoр
в кaмeрe — нeт
Прoцeссoр
Двa прoцeссoрa DIGIC 5+
Двa прoцeссoрa DIGIC 6+
Зaтвoр
30 — 1/8000, X-sync — 1/250 c
Кaрты пaмяти
2 слoтa: CompactFlash Type I/II
1 слoт: CompactFlash Type I1 слoт: CFast 2.0
Вспышкa
Встрoeннoй вспышки — нeт, кoнтaкт синxрoнизaции — eсть.
Wi-Fi / USB / GPS
oпция / USB 2.0 / oпция
oпция / USB 3.0 / встрoeнный
Рeсурс aккумулятoрa (стандарт CIPA)
≈1120 кадров (аккумулятор LP-E4N)
≈1210 кадров (аккумулятор LP-E19)
Размеры, вес
158×163,6×82,7, 1340 г
158×167,6×82,6, 1340 г
Цена
T-7746366
T-13433171
После сравнительной таблицы выделить «новенькое» совсем несложно:
Canon EOS‑1D X Mark II получила переработанный модуль автофокуса, с таким же числом точек, но с более высокой чувствительностью — от минус 3 EV.
Разрешение камеры увеличилось несильно (вообще, в секторе 35-миллиметровых топовых зеркалок разрешение выше 20 Мп встречается редко). Основной диапазон ISO не изменился, но верхняя чувствительность расширенного диапазона выросла до 409 600 единиц ISO. В ходе теста мы постараемся уточнить, что это дает на практике.
Ощутимо изменились параметры модуля экспозиции: он начал ловить ИК-лучи и втрое увеличил количество пикселей.
1 слот для карт памяти отвели под сверхбыстрые карты CFast 2.0 (скорость чтения/записи — порядка 3400x или 510MB/s; по контактам несовместимы с CompactFlash).
Кроме того, камера освоила видеосъемку в 4К с частотой кадров 60p. А частота кадров в разрешении Full HD выросла до 120 fps, что дает возможность создавать замедленные видеоролики без потери качества.
Мы еще будем возвращаться к сравнению новой камеры с Canon EOS‑1D X. Но пока сосредоточимся на детальном изучении характеристик Canon EOS‑1D X Mark II:
Основные характеристики
Корпус, защита
Магниевый сплав. Магниевый сплав. Влаго- и пылезащита.
Объектив
Съемная оптика. Байонет Canon EF.
Матрица
20 Мп, CMOS, Full Frame (36 × 24 мм).Коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1.
Светочувствительность
ISO 100 — 51 200. В расширенном режиме: ISO 20 — 409 600.
Управление фокусировкой
Автофокус фазовый TTL-замер, 61 точка (41 кросс-точка, 5 точек — двойной кросс, сохраняющиймаксимальную чувствительность на f/2,8).Максимальная чувствительность: от –3 до 18 EV.В режимах Live View и видеосъемки — гибридный TTL-замер (фазовый DualPixel + контрастный).
Управление экспозицией
TTL замер при полностью открытой диафрагме, RGB+IR, 360 000-пиксельный модуль.
Экран
3,2″ TFT RGBW, 1 620 000 точек, фиксированный, сенсорный (только для выбора точки АФ).Угол обзора более 170°, покрытие кадра ≈100%.
Видоискатель
Оптический (пентапризма), ≈0,76x, охват ≈100%.
Стабилизация изображения
В камере — нет.
Режимы съемки
PASM (программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной — фото и видео), «Ручная выдержка», «Пользовательский» (три пользовательских режима).
Серийная съемка

Максимальная скорость — 16 fps (режим Live View с блокированным зеркалом; фиксация экспозиции и автофокусировки по первому кадру).
Максимальная скорость с полным отслеживанием AF/AE — 14 кадров/с.

Затвор
Механический: 30 — 1/8000 с, X-sync — 1/250 c. Формат файлов
JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), RAW + JPEG.
Видео

Максимальное разрешение: 4K — 4096×2160 60p. Формат Motion JPEG. Максимальная длительность одного эпизода 29 мин 59 сек.
Максимальная скорость: Full HD — 1920×1080 120p. Формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV). Максимальная длительность одного эпизода до 7 мин 29 сек.

Память

1 слот: CompactFlash Type I (несовместим с Microdrive и CompactFlash Type II, совместим с UDMA 7).
1 слот: CFast 2.0

Источник питания
Литий-ионная батарея LP-E19. Ресурс: примерно 1210 кадров.
Размеры, вес
158 × 167,6 × 82,6 мм; 1340 г (включая вес батареи и двух карт памяти).
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак»
Есть
Встроенная вспышка
Нет (есть контакт синхронизации с внешними вспышками, оснащенными кабелем синхронизации).
Подсветка автофокуса
Есть
Брекетинг
По экспозиции, по балансу белого, по экспозиции вспышки.
Разъемы и беспроводная связь

Разъем системы расширения (подключения внешних модулей).
Внешний микрофон (stereo, mini-jack 3.5 mm).
Наушники (stereo, mini-jack 3.5 mm).
PC-разъем (синхронизация со вспышками).
Ethernet RJ-45 (включение в проводную локальную сеть).
HDMI-out.
DIGITAL (USB 3.0).

Wi-Fi / USB / GPS
Опция / USB 3.0 Super Speed / встроенный модуль.
Автоспуск
Настраиваемый, 2 — 10 с.
Форматы съемки
(3:2) 5472×3648.
Особенности

Скорость серийной съемки до 14 fps с полным отслеживанием AF/AE.
Все точки АФ остаются активными при значении диафрагмы f/8 (61 точка, включая 21 кросс-точку).
Улучшенная технология слежения AI Servo AF III+.
В режиме съемки видео возможен захват фотографий 8,8 мегапикселя.

Теперь о том, что нам рассказали в представительстве Canon:
Камера позиционируется как инструмент для фоторепортажей. Разумеется, ее можно использовать и как студийную камеру, но заточена она все-таки под «полевые условия». То есть под улавливание очень быстрых и/или слабопредсказуемых изменений в кадре.
Кроме того, для «полевых» фотографов камера оснащена встроенным модулем GPS с синхронизацией времени, средствами обработки кадров (от простого кадрирования до проявки RAW) — для максимально быстрой пересылки кадров в редакции и агентства. Поскольку фоторепортажи сегодня все чаще сопровождаются видеороликами, функции видео у Canon EOS‑1D X Mark II значительно усилены.
Понятно, что для этого в первую очередь необходим быстрый и умный автофокус. Скорость ему обеспечило совместное использование модуля АФ и модуля экспозиции. Еще раз! Оба модуля — экспозиции и фокусировки — работают на автофокус. На сайтах Canon этот факт не светится, но сегодня тренд такой, что потребителю проще дать клише «Непревзойденная скорость автофокуса», чем умную схему и умные слова в пояснение. В любом случае проверить, как работает «Непревзойденная скорость» или «Умная схема», потребитель сможет только на практике. А до практики главным гарантом является репутация производителя.
216 зон модуля экспозиции расположены так, что их сетка примерно совпадает с сеткой автофокуса. То есть модуль экспозиции частично дублирует работу автофокуса, подсказывает, в каком секторе фазовый автофокус должен активировать поиск. Это объяснение «на пальцах», более-менее подробное содержание алгоритмов Canon не разглашает.
Про скорость АФ мы поговорили, а умным его делают алгоритмы детекции и слежения. Понятно, что за пять лет после выхода Canon EOS‑1D X математики постарались найти более «захватывающие» методы, кроме того, два процессора DIGIC 6+ способны вытянуть больше, чем два процессора DIGIC 5+. По мнению двух моих знакомых фотографов, в руках которых побывала Canon EOS‑1D X Mark II, — автофокус «просто песня». Свое мнение я озвучу в конце статьи.
И еще одна подробность, может, не такая интересная, но по-своему важная. Canon EOS‑1D X Mark II работает с новым аккумулятором LP-E19, который выдает больший ток, чем «старый» LP-E4N. Поэтому зарядить LP-E19 можно только на новой «зарядке» LC-E19 (она может заряжать все типы аккумуляторов этого форм-фактора — LP-E19, LP-E4 и LP-E4N). Все эти аккумуляторы работают во всех камерах, в которые их можно установить физически. Canon EOS‑1D X Mark II может работать со «старым» аккумулятором, но максимальную скорость серийной съемки развивает только с LP-E19. Кроме того, для EOS‑1D X Mark II выпущен новый блок питания от сети постоянного тока, со «старым» тоже можно работать, но с теми же ограничениями по скорости серийной съемки.
Конструкция, дизайн, управление
Размеры и вес EOS‑1D X Mark II по сравнению с Canon EOS‑1D X изменились незначительно, и дизайн камеры остался практически без изменений. Это понятно: классику довольно сложно менять, этот дизайн обкатан до мелочей. Напротив некоторые черты EOS‑1D X (более яркую подсветку точек фокусировки) в версии Mark II убрали — про просьбам трудящихся. Разработчики вернулись к традиционному варианту.

Поскольку разъемов на левой стороне сосредоточено много, мы начнем рассматривать их с этого ракурса:
верхний — разъем для подключения опциональных устройств (например, Wi-Fi-модуля WTF-E8B).
под ним два разъема для внешнего микрофона и наушников.
нижний — PC-разъем для синхронизации со вспышками по кабелю.
Кроме того, этот ракурс показывает нам профиль и покрытие нижней рукоятки.

Справа от объектива мы видим только кнопку освобождения объектива и лейблы.Зато область слева от объектива «утыкана» четырьмя кнопками. На самом деле, это две кнопки: репетир диафрагмы и функциональная кнопка Fn2 (они расположены сверху, вертикально). А две горизонтально размещенные кнопки внизу — это дублеры верхних кнопок (для вертикальной съемки с хватом нижней рукоятки).

Здесь мы видим угол между боковой и нижней рукоятками: дублирующую кнопку спуска, дублирующее переднее колесо, и функциональную кнопку M-Fn.Снизу находится выключатель. Он может отключить альтернативное управление на второй рукоятке. Но может и включить. И еще одна деталь (на «брюшке») — дополнительное крепление для ремешка.

В профиль камера кажется довольно стройной. C этого ракурса (внизу) мы также видим альтернативное управление на нижней рукоятке и его выключатель.Чуть выше — разъем проводного пульта ДУ. К нам на тестирование попал пульт Timer Remote Controller TC-80N3 — очень удобный пульт-таймер.

Переходим к изучению задней панели. Самое главное здесь — запираемый отсек для карт памяти. Первый — для простых CompactFlash. Второй — для скоростных CFast 2.0.В нижнем левом углу мы видим три вертикально расположенные кнопки. Это AF-ON (кнопка запуска АФ), AE-Lock (кнопка фиксации AE) и кнопка выбора точки АФ. Эти три кнопки — дублирующие. Сверху мы видит три такие же кнопки для основного хвата. Только расположены они горизонтально.

Кроме того, справа от дисплея мы видим два джойстика. Они также дублируют друг друга, но нижний полезен не только как дублер. Даже при обычном хвате до него порой проще дотянуться.Самое заметное на задней панели — управляющее колесо с кнопкой выбора SET в центре. Над колесом — кнопка Q (вызов быстрого меню). Под колесом — рычажок включения — блокировки — выключения.И чуть ниже — замок, который запирает (открывает) дверцу отсека карт памяти. Слева от замка — задний ЖК-дисплей. Рядом с ним кнопка выбора карты памяти и размера изображения.

Над экраном мы видим кнопки Menu и Info. Основное назначение Info — смена информации на дисплее, от минимального набора до самого подробного. Кроме того, в меню эта кнопка вызывает справку.А под экраном — группа кнопок воспроизведения. Play, Увеличение, Корзина, Защита. Очень ценное свойство камеры — возможность пролистывать увеличенные фотографии (масштаб запоминается и все кадры высвечиваются с заданным увеличением).Здесь мы показали, как крепятся аксессуары расширения системы. В разъему расширения подключен Wi-Fi-модуль (на резьбовом соединении).

Колесо диоптрийной коррекции скрывается под наглазником (наглазник защищает колесо от случайного поворота).С другой стороны видоискателя мы видим рычажок, закрывающий видоискатель шторкой, которая перекрывает свет (например, при съемке с очень длинной выдержкой, чтобы не было дополнительной засветки через «глазок»).И рядом с этим рычажком — другой. Это переключатель «фото — видео». А Live View включается в режиме фото кнопкой «Start/Stop». В режиме видео эта кнопка запускает и останавливает съемку.

Мы завершили поворот камеры и теперь можем рассмотреть оставшиеся разъемы на левой стороне. Это сетевой LAN-разъем Ethernet RJ-45. Ниже — HDMI-out и DIGITAL (USB 3.0).А еще ниже — замок, запирающий аккумулятор LP-E19. Собственно, замок находится на аккумуляторе.А сверху у держателя ремешка мы видим небольшое технологическое отверстие с заглушкой. Это не электрический разъем, это чистая механика: в это отверстие входит выступ подключаемого модуля (например, модуля Wi-Fi). И тогда соединение получается механически прочным.

Переднее управляющее колесо, кнопку спуска и функциональную кнопку M-Fn мы уже видели, когда рассматривали нижнюю рукоятку камеры. Сверху они такие же.Под ними расположен ряд полезных кнопок: подсветки ЖК-панели (верхней и задней), баланс белого, экспокоррекции и выбора ISO.

Левая часть верхней панели не так густо усыпана кнопками. Но зато они определяют режимы работы камеры.Верхняя — выбор режима съемки (PASM и три пользовательских режима). Хотя у Canon приоритет выдержки обозначается не буквой «S», а буквами «Tv».Ниже мы видим кнопку «драйва» или «протяжки». Здесь можно выбрать покадровый режим, быструю или медленную серийную съемку, тихую съемку (в том числе серийную) и автоспуск.И самая нижняя кнопка отвечает за экспокоррекцию вспышки и выбор режима экспозиции.

Обычно гнездо аккумулятора можно увидеть на «брюшке», но Canon EOS‑1D X камера с двумя рукоятками, так что гнездо мы увидим на левой стороне.Аккумулятор LP-E19 по размеру и расположению контактов такой же, как и его предшественник LP-E4N. Но полной совместимости у аккумуляторов нет, поскольку LP-E19 выдает больший ток, с аккумулятором LP-E4N в режиме серийной съемки EOS‑1D X не сможет развить максимальную скорость.
Знатоки серии EOS‑1D X могут найти незначительные отличия между дизайном первой камеры и вариантом Mark II. Но самые главные перемены коснулись «начинки», а не «оболочки». Единственная новая функция, которую можно потрогать на поверхности, — это сенсорный экран, вернее, его способность воспринимать указания для автофокуса. Да и разрешение экрана стало заметно выше. Остальные особенности конструкции и дизайна можно не анализировать. Это классика Canon, которая прошла через тысячи профессиональных рук. После двух-трех дней работы с камерой у меня ни разу не возникла мысль, что что-то можно подправить или перенести, передвинуть, добавить, убрать. Если что-то казалось неудобным в первые два-три дня, после привыкания (освоения) это что-то уже казалось удобным.
Поэтому я предлагаю плавно перейти к изучению меню, без этого камеру сложно понять. Как обычно мы сначала пройдемся по всем экранам меню и раскроем пункты, которые требуют пояснения или просто внимания.
Меню Canon EOS‑1D X Mark II такое обширное, а интересных пунктов так много, что здесь нам придется сделать паузу, скушать «Твикс», глубоко вздохнуть и снова погрузиться в меню.
В итоге мы получаем очень богатый набор функций, заточенный на репортажную съемку в гораздо большей степени, чем на студийную работу. Количество настроек, касающихся АФ, экспозиции, режимов съемки велико, но они укладываются в довольно логичную структуру, из которой можно легко выделить набор, подходящий именно вам, именно вашему стилю работы. Именно тем условиям съемки, с которыми вы работаете в данный момент. В частности, радует возможность записывать настройки на карту памяти.
И на этом фоне особенно удивляет, что в режиме фазовой фокусировки можно задать «Слежение с приоритетом лица». Обычно лица определяются только контрастным автофокусом, но у Canon EOS‑1D X Mark II 61 система фокусировки EOS iTR (интеллектуальное отслеживание и распознавание) получает дополнительную информацию от системы EOS iSA (интеллектуальный анализ объекта). Короче, модуль экспозиции помогает модулю АФ.
Canon EOS‑1D X Mark II и конкуренты
Производителей, выпускающих «тяжелые» зеркалки осталось немного. Но все равно, при покупке можно задуматься: либо выбрать новенькую камеру за полмиллиона, либо относительно старенькую за 350 тысяч.
Canon EOS‑1D X Mark II и конкуренты

CanonEOS‑1D C
CanonEOS‑1D X
CanonEOS‑1D X Mark II
NikonD4s
NikonD5
Дата выхода
Апрель 2012
Октябрь 2011
Февраль 2016
Февраль 2014
Январь 2016
Матрица
18 Мп, 35 ммCMOS
18 Мп, 35 ммCMOS
20 Мп, 35 ммCMOS
16 Мп, 35 ммCMOS
20,8 Мп, 35 ммCMOS
Автофокус
61 точка (41 кросс)–2 до +18 EV
61 точка (41 кросс)–2 до +18 EV
61 точка (41 кросс)–3 до +18 EV
51 точка (15 кросс)–2 до +19 EV
153 точки (99 кросс)–4 до +19 EV
Чувствительность
100 — 51 20050 — 204 800*
100 — 51 20050 — 204 800*
100 — 51 20050 — 409 600*
100 — 25 60050 — 409 600*
100 — 102 40050 — 3 280 000*
ЖК-экран
3,2″ RGB TFT1 040 000фиксированный
3,2″ RGB TFT1 040 000фиксированный
3,2″ RGBW TFT1 620 000фиксированный, сенсорный**
3,2″ RGB TFT921 000фиксированный
3,2″ RGB TFT2 359 000фиксированный
Видоискатель
≈0,76x, ≈100%
≈0,76x, ≈100%
≈0,76x, ≈100%
≈0,70x, ≈100%
≈0,72x, ≈100%
Затвор
30–1/8000Х-sync 1/250 с 30–1/8000Х-sync 1/250 с 30–1/8000Х-sync 1/250 с 30–1/8000Х-sync 1/250 с 30–1/8000Х-sync 1/250 с Встроенная вспышка
нет
нет
нет
нет
нет
Стабилизатор
нет
нет
нет
нет
нет
Серийная съемка
до 12 fps
до 14 fps
до 16 fps
до 11 fps
до 14 fps
Wi-Fi / USB / GPS
опцияUSB 2.0опция
опцияUSB 2.0опция
опцияUSB 3.0встроенный
опцияUSB 2.0опция
опцияUSB 3.0опция
Видео
4096×2160 25p1920×1080 60p
1920×108030p
4096×2160 60p1920×1080 120p
1920×108060p
3840×2160 30p1920×1080 60p
Запас аккумулятора
1120 кадров
1120 кадров
1210 кадров
N/D***
N/D***
Размеры, вес
158×163,6×82,71355 г
158×163,6×82,71340 г
158×167,6×82,61340 г
160×156,5×90,51350 г
160×158,5×921415 г
Цена (только корпус)
T-7960769
T-7746366
T-13433171
T-10667056
T-13325885
* Расширенный диапазон ISO.
** Сенсорный экран — только для обозначения точки АФ.
*** Нет вызывающих доверие данных. На сайтах Nikon эта характеристика не приводится.
На фоне других моделей Canon EOS‑1D X Mark II выглядит камерой с хорошо сбалансированными характеристиками. Ее выделяют сенсорный экран и возможности видео. Этому ближайший конкурент, Nikon D5 может противопоставить разве что очень высокую верхнюю чувствительность, что в переводе на русский язык означает «у Nikon D5 уникально низкие шумы». И еще — очень большое количество точек автофокуса, что можно трактовать как «у Nikon D5 не знающий себе равных автофокус». Вполне возможно, так оно и есть, но это надо проверять в тестах. Сами по себе паспортные характеристики порой не дают точной информации.
Тест «Качество изображения — разрешение и шумы»
Раздел «разрешение — шумы» мы начнем с теста, который раньше не входил в нашу общую методику. Но я увидел презентации Canon «новый» подход к оценке шумов и вспомнил, что этот «новый» подход я попросту забыл (часто получается, что новое — хорошо забытое старое).
Итак, тест очень простой:
Объектив камеры закрывается крышкой, а видоискатель — заслонкой, чтобы свет не проникал через видоискатель.
Устанавливается максимальная выдержка 30 секунд, диафрагма в данном случае не важна.
В ходе теста меняется чувствительность от минимальной ISO 100 до максимальной ISO 409 600. На каждой чувствительности делаются снимки в RAW и JPG.
Когда чувствительность мала, кадры получаются практически черные — яркость всех пикселей нулевая или близка к нулю.
С ростом чувствительности яркость пикселей растет. И это не результат засветки, это результат накопления шумов в течение 30 секунд.
Чем более шумная матрица, тем более высокий шум (среднюю яркость пикселей) мы получим.

Этот тест мы провели с героиней нашего обзора — Canon EOS‑1D X Mark II. И такой же тест заказали по телефону, я попросил знакомого фотографа, владельца Canon EOS‑1D X сделать тест дома, а снимки выложить на файлообменник.
И в результате мы получили возможность сравнить по шумам обычную Canon EOS‑1D X и «необычную» Mark II. Результат вы видите на графике. На кривых изображен средний рост шума при росте чувствительности. Средний — по данным RAW и JPG с выключенным фильтром шумов и по данным RAW и JPG со включенным (стандартным) фильтром шумов. Кстати, данные RAW и JPG различались несильно и практически не зависели от шумодава.
По графику мы видим, что на чувствительности ISO 204 800 Canon EOS‑1D X выдал горздо более заметный шум, чем Mark II на чувствительности ISO 409 600. А в общем уровень шумов соответствует мнению фотографов, которые по нашей просьбе «пощупали» Mark II. И при этом хорошо знали, что из себя представляет Canon EOS‑1D X (работали с этой камерой несколько лет). Мнение такое: «Mark II выигрывает по шумам полторы-две ступени». Разумеется, это становится заметно на чувствительности ISO 3200 и выше.
А как это выглядит на высокой чувствительности, можно увидеть в таблице, где даны фрагменты снимков, сделанных на ISO 25 600, 51 200 и 102 400.
Это первое сравнение, которое показываем нам уровень Canon EOS‑1D X Mark II. А далее мы перейдем к нашей обычной методике и посмотрим, получим ли мы похожие результаты?
Canon EOS‑1D X Mark II, RAW
Canon EOS‑1D X Mark II, JPG

Первым делом анализируем графики, полученные в результате обработки тестовых снимков:
Один вид этих графиков говорит о высоком качестве картинки: расстояние между кривыми разрешения сверху и уровнем шумов снизу, это и есть качество в чистом виде. Но оценки Q мы изображем на графиках лишь как ориентиры, все-таки более точными показателями являются само разрешение R или процент различимых пикселей RR. И, конечно, уровень шумов N. Напомню, что красные линии и цифры характеризуют съемку темной сцены (Dark, низкая освещенность) , а синие — светлую сцену (Light, нормальная освещенность).
С ростом чувствительности разрешение снижается довольно плавно. Левый график (RAW) показывает снижение от 18 до 13 различимых мегапикселей (в диапазоне ISO 100 — 12800). Что весьма радует: разрешение в темной сцене (красная кривая) лишь немного отстает от разрешения в светлой сцене (синяя кривая).
Правый график (JPG с включенным фильтром шумов) показывает такое же плавное падение разрешения в светлой сцене. Но в темной сцене разрешение заметно ниже — примерно на полтора различимых мегапикселя.
Но это довольно высокие показатели, особенно для темной сцены. Результаты Canon EOS‑1D X Mark II мы можем сравнить с результатами Nikon D750 (к сожалению, в нашей тестовой базе нет прямого конкурента EOS‑1D X Mark II). Но зато это сравнение не опустит Nikon D750, только покажет, чем отличается слегка продвинутая полнокадровая зеркалка от топ-модели.
От сравнения с Nikon D810 мы, после некоторых раздумий, отказались. Все-таки не очень корректно сравнивать 20- и 36-мегапиксельную камеру. Слишком часто пришлось бы оговариваться: «Ну вы же понимаете, что это следствие высокого (не очень высокого) разрешения». Но те, кто уверен, что разрешение — самая главная характеристика камеры, могут задуматься, почему флагманы Canon и Nikon таким разрешением не страдают?
Canon EOS‑1D X Mark II (Full Frame, 20 Мп)
 
Light
Dark
Avr
R
16,47
15,41
15,94
RR
0,82
0,77
0,80
N
1,20
2,25
1,73
R/N
13,70
6,85
9,24

Nikon D750(Full Frame, 24 Мп)
 
Light
Dark
Avr
R
17,16
16,17
16,67
RR
0,78
0,74
0,76
N
1,46
2,54
2,00
R/N
11,76
6,36
8,33

Теперь давайте разберемся с оценками Canon EOS‑1D X Mark II и Nikon D750 (напомню, это средние оценки в диапазоне ISO 100 — 6400, а полностью с методикой тестирования вы можете ознакомиться здесь).
В светлых сценах (Light) Canon EOS‑1D X Mark II выдает в среднем 16,5 различимых мегапикселей из 20 возможных (против 17,2 из 24 у Nikon D750).
В темных сценах (Dark) EOS‑1D X Mark II выдает в среднем 15,4 различимых мегапикселей из 20 возможных (против 16,2 из 24 у Nikon D750).
Avr — средняя характеристика по результатам тестов в светлых и темных сценах. Средний процент различимых пикселей у EOS‑1D X Mark II — 0,8, а у Nikon D750 — 0,76.
N — уровень шума Canon EOS‑1D X Mark II в светлых сценах заметно ниже: 1,2 балла против 1,46 балла у Nikon D750. Правда, чтобы рассмотреть эту «заметность», нам придется сравнивать снимки, сделанные на чувствительности ISO 6400 и выше. На более низких значениях ISO различия уверенно ловит программа анализа шумов, но не человеческий глаз.
Уровень шума в темных сценах — 2,25 балла у EOS‑1D X Mark II и 2,54 балла у Nikon D750.
И наконец, R/N — общий показатель Canon EOS‑1D X Mark II чуть выше: 9,24 против 8,33. Общий показатель — это отношение разрешения к уровню шумов. Здесь придется обратить внимание, что у Canon матрица 20-мегапиксельная, а у Nikon D750 — 24-мегапиксельная. Но все равно Canon получил более высокую оценку — и за свет процента различимых мегапикселей, и за счет более низких шумов.
В итоге превосходство Canon EOS‑1D X Mark II становится очевидным, а в противном случае было бы странно, почему такая дорогая камера снимает на том же уровне, что и чуть продвинутая полнокадровая зеркалка. Теперь давайте рассмотрим детали, начнем со съемки светлой сцены в RAW.
Здесь любителям точности придется учесть, что семплы Nikon D750 получили в три раза меньше света (выдержка более короткая, на высокой чувствительноси — диафрагма более узкая). То есть Canon EOS‑1D X Mark II поставлена в заведомо невыгодные условия — по картинке. В расчеты уровня шумов мы ввели необходимые поправки. Но в нашей базе, к сожалению, не было «правильных» семплов полнокадровой зеркалки, с такими же настройками экпонометра, как требует нынешняя методика, какие были выставлены у Canon EOS‑1D X Mark II. Тем не менее «неправильность» семплов Nikon D750 анализу не помешает. Считайте, что Nikon D750 в этом соревновании получила фору по экспозиции в 1,5 ступени EV.
Мы уже говорили, что разница в качестве становится очевидной, когда мы демонстрируем семплы ISO 6400 и выше. На ISO 3200 и ниже разницу можно заметить, но очевидной она не будет. А приведенные семплы хорошо показывают, почему уровень шума Nikon D750 выше, чем у героини нашего теста (1,5 балла против 1,1 балла).
Теперь посмотрим на работу фотокамер в темной сцене:
Оценки можно считать в заголовке таблицы. Уровень шума Canon EOS‑1D X Mark II — 2,2 балла, уровень шума Nikon D750 — 2,6 балла. Конечно, эту разницу можно заметить на ISO 6400, но на более высоких значениях ISO она более заметна. Переходим к съемке в JPG с включенным фильтром шумов:
В светлой сцене мы получили уровень шумов Canon EOS‑1D X Mark II — 1,3 балла, уровень шумов Nikon D750 — 1,8 балла. Конечно, такое сравнение не совсем корректно по отношению к Nikon D750, поскольку у этой камеры верхняя чувствительность в рабочем диапазоне — ISO 12 800. А ISO 51 200 — верхняя чувствительность расширенного диапазона. Но, повторюсь, цель этого сравнения — не рассказ о том, какая плохая камера Nikon D750 (напротив, это прекрасная и относительно недорогая камера). Цель — показать, насколько Canon EOS‑1D X Mark II превосходит уровень относительно недорогих полнокадровых зеркалок.
И, наконец, JPG с включенным фильтром дает нам уровень шумов 2,3 балла у Canon EOS‑1D X Mark II и 2,9 балла у Nikon D750. Надеюсь, в ходе теста нам удалось показать, на что способна Canon EOS‑1D X Mark II. Она шумит заметно слабее, чем ее предшественница Canon EOS‑1D X и чем относительно недорогая полнокадровая зеркалка. И хотя преимущества Mark II становятся очень заметны на высокой чувствительности, они сохраняются и в диапазоне ISO 1600 — 12 800. Диапазоне, который для полнокадровых зеркалок очень важен, который можно считать рабочим (хотя некоторые фотографы даже с полным кадром предпочитают не подниматься выше ISO 1600).
Но окончательный вердикт мы поставим в конце теста, когда рассмотрим живые, а не лабораторные снимки. К сожалению, тестируя фотокамеры в нашей лаборатории, мы уже видели не раз и не два, что камера может давать малошумную картинку в кадрах, где нет человеческих лиц, но как только лицо появляется, вмести с ним появляется не слишком приглядный «фотошоп».
Но не будем торопить события. Наш следующий шаг — демонстрация тестового стенда. Вернее, его фрагментов, снятых в разных условиях:
И в конце этого теста мы даем сравнительную таблицу «Уровень шумов». Здесь мы решили сравнить Canon EOS‑1D X Mark II с еще одной полнокадровой зеркалкой начального уровня — Canon Nikon D610, которая в в RAW дает такой же уровень шумов, что и Nikon D750, но в JPG шумит заметно сильнее (ее шумодав не такой продвинутый).
Уровень шумов
Canon EOS‑1D X Mark II
Nikon D750
Nikon D610
RAW-Light
1,1
1,5
1,5
JPG-Ligh
1,3
1,6
1,8
RAW-Dark
2,2
2,9
2,9
JPG-Dark
2,3
3,5
3,9
Теперь на уровне цифр картина стала более детальной. Но, повторюсь, в конце статьи нас ждут живые фотографии: необработанные, представленные «как снято» и обработанные. Обработанные нам предоставил фотограф Игорь Костромин, у него была возможность сравнить Mark II с предшественницей, которой он плотно снимает уже несколько лет. Так что вмести с фотографиями Игорь поделился краткой справкой «Чем Canon EOS‑1D X Mark II отличается от предшественницы». Конечно, это частное мнение, но оно дополняет тестовую часть.
Тест «Покадровый АФ — пониженная освещенность»
Про автофокус Canon EOS‑1D X Mark II мы уже сказали немало. Если подвести небольшой итог, получится следующее:
Фазовый автофокус базируется на 61 точке, из которых 41 точка — крестовая, а 5 точек — двойные крестовые.
Модуль экспозиции (RGB+IR, 360 000 пикселей) накладывает свою сетку (216 зон) на сетку фазового АФ и дает дополнительную информацию для фокусировки. Что-то вроде целенаведения.
Чувствительность фазового АФ на диафрагме f/2,8 начинается от –3EV.
В режимах Live View и видео работает гибридный автофокус: фазовый DualPixel быстро выводит АФ в нужных диапазон, а контрастный автофокус «докручивает» точность.
Это общие данные. Нас же в этом тесте интересует скорость и точность АФ в тех условиях, которые мы создали для проверки АФ в условиях низкой освещенности, при съемке низкоконтрастного объекта.
Низкоконтрастный объект, наша «таблица офтальмолога»

Освещение: –1EVISO: 800 единицФокусное расстояние: 50 ммВыдержка: 1/200 сДиафрагма: f/4.0Точность АФ: 9 баллов
Освещение: –2EVISO: 1600 единицФокусное расстояние: 50 ммВыдержка: 1/200 сДиафрагма: f/4.0Точность АФ: 10 баллов
Эти иллюстрации показывают, как выглядит наш низкоконтрастный объект. Левый кадр получился «чуть не в фокусе» — его точность 9 баллов. Правый сфокусирован идеально, его точность 10 баллов. Яркость снимков примерно одинакова, поскольку при освещении –2EV чувствительность увеличивалась вдвое.
Я так подробно описываю методику, про которую мы когда-то писали, что считаем ее сырой и просим не принимать результаты тестирования, как абсолютную истину. Сейчас, когда по этой методике мы прогнали пару десятков фотокамер, мы уже не считаем ее сырой, поскольку она дает весьма вменяемые результаты — очень похожие на экспертные оценки, но более точные.
Кроме того, для тех, кто на форуме нелестно отозвался о методике, я повторяю «правила игры»:
Низкоконтрастный объект, нашу «таблицу офтальмолога» мы снимаем с выдержкой 1/200 секунды с расстояния 4 — 6 метров (вероятность «смаза» невелика).
Диафрагма устанавливается в диапазоне f/4 — f/5 (чтобы ошибки автофокуса были видны, а не скрывались в широкой ГРИП).
Если камера позволяет, установки выводятся на приоритет точности, а не скорости АФ.
Съемка производится в покадровом режиме, в установленной освещенности делается 30 снимков, после каждых трех снимков фотограф делает шаг вперед или шаг назад.
Точность работы АФ определяется по таблице. Если мы четко можем разобрать нижнюю строчку, кадр получает 10 баллов. Если можем разобрать только девятую, кадр получает 9 баллов и т.д. Идеальный автофокус может набрать 300 баллов (30 снимков по 10 баллов).
Скорость АФ определяется по времени, которое требуется для съемки 30 кадров. Конечно, здесь есть человеческий фактор, эту проблему мы подробно обсуждали в статье о Nikon D5500 — максимальная погрешность при измерении скорости фазового автофокуса не превышает 10%, причем на долю камеры приходится 65—70 процентов погрешности, а на долю человека — 30—35 процентов.
Скорее всего, мне придется написать отдельную статью, где мы подробно рассмотрим все звенья нашей методики. Возможно, тогда бездоказательной критики станет меньше. А пока перейдем к практике. Результаты Canon EOS‑1D X Mark II разбивают доводы типа: «Вы помещаете камеры в темноту, получаете кучу брака и из этой кучи вытаскиваете результаты в кавычках». На самом деле, все совсем не так:

Средняя точность = 9,8 баллаСумма баллов = 295 (из 300)Время теста = 20,2 секунды
Средняя точность = 9,6 баллаСумма баллов = 287 (из 300)Время теста = 22,1 секунды
Как видите, фазовый автофокус Canon EOS‑1D X Mark II практически не промахивается, редко выдает 9-балльные кадры, еще реже — 8-балльные. Как правило, выдает 10-балльные. И скорость съемки настолько велика, что вплотную подходит к «человеческому фактору». Но пока не появится более разумная методика, мы не будем менять существующую. Ведь снимает в итоге не камера, а человек. И на скорость съемки оказывают слияние не только скоростные параметры камеры, но и ее эргономика (насколько удобно и быстро можно нажать кнопку спуска, насколько нажатие сместит саму камеру — увеличит вероятность «смаза»). И даже если человек возьмет в руки идеально быструю и идеально точную фотокамеру, человеческий фактор никуда не денется. Его-то мы и пытаемся учесть в тесте.
А Canon EOS‑1D X Mark II очень похожа на идеально быструю и идеально точную фотокамеру — в обоих тестах точность была близка к максимальной (10 баллам), а скорость — рекордно высокая (чуть больше 20 секунд на 30 кадров). Единственно, что нас слегка удивило в этом тесте: точечный автофокус плохо ловил наш низкоконтрастный объект. А групповой (группа точек в центре кадра) — ловил прекрасно.
Контрастный (гибридный) автофокус Canon EOS‑1D X Mark II работает заметно медленнее, но его точность также высока:

Средняя точность = 9,9 баллаСумма баллов = 296 (из 300)Время теста = 51,8 секунды
Средняя точность = 9,8 баллаСумма баллов = 294 (из 300)Время теста = 57,8 секунды
По графикам видно, что, как правило, кадры получаются идеально сфокусированные. Изредка, точность падает до 9 баллов. 8-балльная точность не встретилась ни разу.
К сожалени