RAD — когда сам себе не рад. Рецензия

Жaнр
Экшeн

Издaтeль
Bandai Namco Entertainment

Издaтeль в Рoссии
«Сoфтклaб»

Рaзрaбoтчик
Double Fine Productions

Минимaльныe трeбoвaния
Прoцeссoр Intel Core i5-2400 3,1 ГГц/AMD FX-8350 4,0 ГГц, 4 Гбaйт RAM, видeoкaртa с пoддeржкoй DirectX 11 и 3 или 4 Гбaйт пaмяти, нaпримeр NVIDIA GeForce GTX 780/AMD Radeon RX 470, 4 Гбaйт нa жeсткoм дискe

Рeкoмeндуeмыe трeбoвaния
Прoцeссoр Intel Core i5-4570 3,2 ГГц/AMD Ryzen 5 1400 3,2 ГГц, 8 Гбaйт RAM, видeoкaртa с пoддeржкoй DirectX 11 и 4 или 8 Гбaйт пaмяти, нaпримeр NVIDIA GeForce GTX 980/AMD Radeon RX Vega 64

Дaтa выxoдa
20 aвгустa 2019 гoдa

Вoзрaстнoй цeнз
Oт 12 лeт

Плaтфoрмы
PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch

Oфициaльный сaйт

Игрa прoтeстирoвaнa нa PS4

Кoгдa узнaeшь o сущeствoвaнии нoвoй игры Double Fine, мoжнo гoтoвиться к стильнoму, нeoбычнoму и чудaкoвaтoму приключeнию, в гeймплee кoтoрoгo oбязaтeльнo нaйдутся кaкиe-тo нeприятныe нeдoчeты. Oни нe сильнo пoртят впeчaтлeниe, нo нeвoльнo зaдaeшься вoпрoсoм, пoчeму нa стaдии рaзрaбoтки эти нeдoстaтки нe были испрaвлeны, нaстoлькo oни oчeвидны. В случae с RAD «кoсяки» зaмeчaeшь срaзу и нaдeeшься, чтo пo мeрe прoxoждeния oни исчeзнут, нo ничeгo нe мeняeтся. Oднaкo игрaть дaльшe всe рaвнo xoчeтся — oчeнь уж тут всe крутo выглядит, a нeкoтoрыe идeи буквaльнo вoсxищaют.

⇡#Дoбрoвoльцы пoнeвoлe

Вo всeлeннoй RAD прoизoшeл aпoкaлипсис, причeм срaзу двaжды. Из-зa кaтaстрoфы мaшины, дoбывaющиe энeргию, oчищaющиe вoздуx и питающие посевы, перестали справляться со своими задачами, поэтому Коллекторы просят выживших подростков отправиться в Пустошь ради поисков новых источников энергии. Очевидно, попавший за пределы безопасного лагеря человек прежним уже не станет — из-за радиации и токсинов персонаж начнет мутировать, изменится внешне и обретет новые способности.

Кассетный глист, наверное, лучше, чем обычный

Завязка мрачноватая, но коллектив Double Fine знает, как подать даже такую историю, чтобы игроки смеялись над происходящим, а не жалели несчастных детей, жертвующих своим здоровьем ради общего блага. После вступительного ролика о сюжете будут напоминать не так уж часто, зато много подробностей об этой вселенной можно узнать благодаря «Книге Древних» в меню паузы. У каждого увиденного монстра есть описание, все персонажи (и кланы, если встречаются группы людей) обладают предысториями, найденные предметы тоже заносятся в книгу — тут горы текста, переведенного на русский язык, и желающим проникнуться происходящим найдется чем себя занять.

Забавно и то, как персонажи в центральной локации, куда можно возвращаться после каждого этапа, реагируют на ваши мутации. «Прости, но у тебя с головой совсем беда», — говорит дедуля при виде парня с вылезшим из черепной коробки мозгом. «Смотри, чтобы тебе воротами хвост не прищемило», — предупреждает какой-то хиппи в пурпурном берете, замечая ваш длинный хвост. На первый взгляд «мертвый» лагерь вдруг становится куда более оживленным, и среди таких реплик полно забавных шуток и издевательских подколов.

Парень или девушка (персонаж можно выбирать в главном меню, разблокируя новых героев по мере прохождения) действительно сильно меняется внешне. Убивая противников и прикасаясь к некоторым растениям, герой поглощает токсины и заполняет шкалу в верхней части экрана, получая с каждым новым «уровнем» какую-то модификацию. То у него появится змеиная голова, то на спине вырастет существо, которое будет обстреливать врагов. Есть улучшение, с которым можно буквально сдувать противников, а другой «апгрейд» позволяет оставлять после себя след из токсичной слизи.

Персонаж оставляет после себя след из цветов, по которому быстрее бегает

Пассивные же мутации игрок получает в подземельях, взаимодействуя с механизмами. Огненное или токсичное сердце на время защитит от тех или иных опасностей, рентгеновское зрение позволит увидеть, где спрятаны коллекционные предметы, а с мускулистыми ногами вы будете ходить быстрее. Мутаций очень много (далее появляются еще более сильные комбомутации), а потому каждое новое прохождение отличается от прошлых — бонусы выдаются случайным образом и никогда не знаешь, что и где у тебя вырастет в следующий раз.

⇡#Госпожа удача

Однако с балансом в RAD есть проблемы, связанные с тем, что единственное оружие в арсенале главного героя — бейсбольная бита, предназначенная для ближнего боя. В отличие от The Binding of Isaac и Enter the Gungeon, где персонаж уничтожает противников издалека, здесь надо подходить ко всем вплотную, а, кроме удара и переката, персонаж ничего толком не умеет. Он обучен удару в прыжке, который пригодится в боях со всякими летучими мышами, но во всех остальных ситуациях он просто размахивает оружием и уворачивается. Вот только атаки у некоторых врагов либо непредсказуемые, либо наносят урон по большому радиусу, а здоровья у персонажа не так уж много. Аптечки не спасают — их катастрофически мало.

Поэтому мутации, дарующие протагонисту дальнобойные атаки, становятся во много раз полезнее, чем остальные, даже самые крутые. Обладая головой кобры, вы можете кусать противника и тут же отбегать, повторяя процесс до его гибели. Швырять огненные шары в стороны чудовищ — тоже полезная способность. Да много есть примеров, но далеко не всегда вам так будет везти, и что-то подобное вы можете не получать очень долго. Дойти до третьего или четвертого этапа с дальнобойными атаками и без них — абсолютно разные «уровни сложности», и от игрока в этой ситуации ничего толком не зависит.

Торговцы продают не только аптечки и мутации, но и коробочки с токсинами для ускорения получения уровня

Однако даже в таких проигранных заранее забегах есть толк — за каждое удачное или неудачное прохождение вы получаете опыт, с помощью которого разблокируются новые возможности: персонажи, виды оружия и товары в магазинах. Экономика в RAD устроена интересным образом: в качестве валюты используются аудиокассеты, которые можно либо таскать с собой для покупки мутаций и аптечек, либо складывать в банк, чтобы преемник после вашей гибели мог взять с собой деньги и быстро что-то приобрести. Чем больше валюты вы тратите, тем богаче становится центральный лагерь, который со временем начинает преображаться.

При том что RAD — практически хрестоматийный роглайк, не способный похвастаться какими-то существенными инновациями, в нем хочется проводить все больше времени из-за фирменного почерка Double Fine. Выбор стиля 80-х оказался чертовски удачным — от музыки, которая буквально отправляет в те времена, до возгласов комментатора, проговаривающего ваши действия в меню. Все пропитано атмосферой эпохи, с которой многие до сих пор не хотят расставаться.

Выглядит игра тоже замечательно — здешний мир действительно похож на пережившее апокалипсис место с заброшенными перевернутыми машинами, появившимися странными механизмами, подземными проходами и всякими секретными комнатами. Противники не приводят в восторг своим внешним видом, но выглядят достаточно самобытно и порой оригинально, как, к примеру, прячущиеся посреди красной травы мутанты, чьи шипы на голове смотрятся точно так же, как растительность вокруг. Только вот с рентгеновским зрением изучать окрестности немного веселее — не приходится дубасить битой каждый встречный череп или ящик в надежде получить кассеты. Без этой мутации на поиски коллекционных предметов тратится значительно больше времени.

Не в том месте эти бедолаги решили прятаться

***

В этом вся RAD —  в нее очень приятно играть, она здорово выглядит и звучит, а разнообразные мутации нередко делают игровой процесс веселым. Но в то же время от удачи и случайности здесь зависит очень многое — если вам так и придется подбегать к каждому монстру и размахивать перед его носом битой, долго вы наверняка не протянете из-за малого запаса здоровья (который не особо увеличится даже после улучшений) и очень редко выпадающих аптечек. Возможно, стоит ожидать каких-то исправлений баланса, и тогда RAD станет отличным роглайком, в котором недостатки придется выискивать с лупой. А пока это просто хорошая игра, за которой с удовольствием проводишь время, несмотря на ее шероховатости.

Достоинства:

    здорово воссозданный стиль восьмидесятых;

    большое количество уникальных мутаций, влияющих на внешность персонажа и игровой процесс;

    забавная реакция жителей лагеря на изменения героя.

Недостатки:

    без дальнобойных атак прохождение заметно усложняется;

    для игры с упором на ближний бой здоровья у персонажа слишком мало, как и разбросанных аптечек.

Графика

Стилизованная графика здорово выглядит, но чего-то особенного от игры ждать не стоит — просто забавный «мультяшный» постапокалипсис.

Звук

Какие-то реплики озвучены, другие проговариваются на выдуманном языке. Больше всего радует музыка в стиле восьмидесятых.

Одиночная игра

Сложность прохождения будет зависеть от того, какие мутации вам выпадут, но даже неудачные пробежки — не пустая трата времени. Со временем разблокируется все больше возможностей, которые упростят ваш путь до девяти различных концовок.

Коллективная игра

Кооператива нет, зато есть ежедневное испытание с заранее заданными параметрами, по завершении которого ваш результат заносится в мировую таблицу рекордов. Однако ваш прогресс там никак не связан с основным режимом, а жаль.

Общее впечатление

Веселый роглайк со сломанным балансом, от которого трудно оторваться, несмотря на его проблемы.

Оценка: 7,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 

 

Источник