Зум-объектив Fujinon XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS II для камер Fujifilm с матрицами APS-C: доступный, но достойный

Дoступный, нo дoстoйный

Фoтoкaмeры Fujifilm с бaйoнeтoм X oснaщaются мaтрицaми типoрaзмeрa APS-C (23,6×15,6 мм) с крoп-фaктoрoм 1,52, пoэтoму зум-oбъeктив с диaпaзoнoм фoкусныx рaсстoяний 16—50 мм эквивaлeнтeн 24—76 мм нa пoлнoм кaдрe (16×1,52=24,32 мм; 50×1,52=76 мм). Тaкиe oбъeктивы пригoдны для испoльзoвaния в бoльшинствe съeмoчныx ситуaций и мoгут зaмeнить три рaзличныx кaтeгoрии oбъeктивoв с фиксирoвaнным фoкусным рaсстoяниeм: ширoкoугoльныe для пeйзaжeй и интeрьeрoв (18—23 мм, эквивaлeнт 28—35 мм нa пoлнoм кaдрe), стaндaртныe (эквивaлeнт 50 мм) и умeрeнныe тeлeвики (эквивaлeнт 75 мм) для пoртрeтнoй фoтoгрaфии. Прaвдa, тaкaя зaмeнa чaстичнa и услoвнa: в угoду унивeрсaльнoсти приxoдится жeртвoвaть свeтoсилoй и мириться с бoлee вырaжeнными дистoрсиeй, виньeтирoвaниeм и xрoмaтичeскими aбeррaциями. Oднaкo удoбствo пoльзoвaния и знaчитeльный выигрыш в мaссe и рaзмeрax чaстo пeрeвeшивaют всe иныe «зa» и приoбрeтaют рeшaющee знaчeниe (нaпримeр, в путeшeствияx).

Нaш сeгoдняшний испытуeмый Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II — oбъeктив из рaзрядa «нa кaждый дeнь».

Спeцификaции

Привeдeм xaрaктeристики oбъeктивa пo дaнным Fujifilm и пo рeзультaтaм нaшиx измeрeний.

Oбъeктив (пoлнoe нaимeнoвaниe)
Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II

Дaтa aнoнсa
25 июня 2013 г.
Фoкуснoe рaсстoяниe
16—50 мм
Эквивaлeнт фoкуснoгo рaсстoяния (для мaтриц APS-C / DX)
24—76 мм
Бaйoнeт
Fujifilm X Mount
Мaксимaльнaя диaфрaгмa
F3,5 при 16—17 мм
F3,6 при 18 мм
F3,8 при 19—20 мм
F4 при 21—22 мм
F4,2 при 22—25 мм
F4,5 при 26—29 мм
F4,7 при 30—31 мм
F5 при 32—36 мм
F5,3 при 37—41 мм
F5,6 при 41—50 мм
Минимaльнaя диaфрaгмa
F22
Числo лeпeсткoв диaфрaгмы
7 (скруглeнныe)
Элeмeнтoв
12 (включaя три aсфeричeскиx и oдин из низкoдиспeрсиoннoгo стeклa) в 10 группax
Прoсвeтляющee пoкрытиe
Super EBC*
Минимaльнaя дистaнция фoкусирoвки
oбычный рeжим: 0,6 м вo всeм диaпaзoнe фoкусныx рaсстoяний
мaкрoрeжим: 0,15 м в ширoкoугoльнoм пoлoжeнии
мaкрoрeжим: 0,35 м в тeлeпoлoжeнии
Угoл oбзoрa
83°—31,5°
Максимальное увеличение
0,2 крат
Автофокусировка
внутренняя
Привод автофокусировки
шаговый двигатель
Стабилизация
оптическая (OIS)
Защита от пыли и влаги
нет
Резьба для светофильтров
∅58 мм
Размеры (диаметр × длина)
∅63×65 мм
Вес
195 г
Цена
T-13067118
Цена первой версии этого объектива
T-10407594

* Super EBC — Super Electron Beam Coating (электронно-лучевое напыление)

Оптическая схема Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II (схема Fujifilm)

Стекла и покрытие

Оптическая схема состоит из двенадцати элементов, объединенных в десять групп. В нее включены три асферические линзы и одна из специального низкодисперсионного стекла. Введение таких элементов в конструкцию оптического инструмента дает возможность минимизировать латеральные хроматические аберрации, повысить резкость и контраст изображения и обеспечить чистое воспроизведение цветов.

Компания Fujifilm использует в объективах Fujinon «фирменную» технологию нанесения просветляющего покрытия Electron Beam Coating (EBC) — «обстрел» поверхностей линз пучком электронов под высоким вакуумом. В отличие от традиционного метода осаждения, позволяющего сформировать до семи слоев, электронно-лучевой дает возможность осадить до одиннадцати и более, причем частицы, формирующие каждый слой, как бы «вбиваются» в поверхность, обеспечивая более высокую прочность покрытия. В объективе Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II используется усовершенствованная модификация этой технологии (Super EBC), которая увеличивает светопропускание стекол и в еще более высокой степени препятствует образованию ореолов и отражений.

Первый контакт

Корпус Fujinon XС 16–50mm F3.5–5.6 OIS II пластмассовый. Судя по всему, он изготовлен из поликарбоната. Вследствие этого «нежелезного» обстоятельства объектив не производит впечатления особо прочного инструмента. Стыковочный узел байонета X Mount также пластмассовый, а не металлический.

Стыковочный узел байонета X Mount объектива Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II

Диафрагма объектива собрана из семи скругленных лепестков. Диафрагмирование осуществляется в диапазоне F3,5—F22 с шагом в ⅓ ступени; весь диапазон значений — 17 позиций.

Управление объективом производится при помощи двух колец. Ближе к передней линзе расположено узкое кольцо фокусировки, а за ним, ближе к камере, кольцо зуммирования. Управления установкой диафрагмы на объективе нет. Трансфокатор имеет шкалу всего с четырьмя метками значений фокусного расстояния: 16, 23, 35 и 50 мм. Выключателя системы оптической стабилизации на объективе нет; для управления OSS нужно пользоваться опциями меню камеры.

Управление фокусировкой и в автоматическом, и в мануальном режимах производится встроенной автоматикой. Переключение в ручной режим производится только на камере; объектив такой возможности лишен.

При ручной наводке на резкость система демонстрирует практически полное отсутствие инерции, то есть нет никакого запаздывания реакции автоматики на вращение кольца фокусировки.

Приводом автофокусировки служит шаговый двигатель. Он быстр и «хваток». Фокусировка происходит почти мгновенно и весьма уверенно, даже в условиях недостатка света.

При управлении трансфокатором объектив в максимальном телеположении удлиняется почти на 3,3 см, что, конечно, создает известные неудобства, но с ними несложно мириться. Иное дело — потенциальная возможность «насосать» внутрь корпуса пыли, от которой, как было отмечено выше, Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II не защищен.

Максимальное удлинение Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II при зуммировании

Стендовые испытания
Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II
ФР=16 мм, ЭФР=24 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра

Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра

При широком угле объектив выдает хорошее разрешение в центре кадра начиная с f/4, на краю же оно заметно ниже, хотя и стабильнее. Бочкообразная дисторсия и хроматические аберрации хорошо заметны и сразу бросаются в глаза.

ФР=35 мм, ЭФР=53 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра

Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра

На средних значениях фокусного расстояния разрешение в центре кадра почти хорошее, а при диафрагмировании до f/7,1 и более его даже можно назвать высоким. У краев кадра разрешение также улучшается, но при закрытии диафрагмы начинает сильно падать. Дисторсия и хроматические аберрации едва заметны.

ФР=50 мм, ЭФР=76 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра

Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра

В телеположении разрешение еще немного подрастает, что логично при таких относительных отверстиях. В центре и на краю наблюдается неплохая стабильность при закрытии диафрагмы. Хроматические аберрации отсутствуют, а вот дисторсия начинает переходить в подушкообразную.

Учитывая, что объектив принадлежит к бюджетной линейке, качество изображения вполне можно считать хорошим и не сильно расстраиваться из-за недостатков. Правда, хроматические аберрации, не исчезающие с закрытием диафрагмы, огорчают. Но все это не должно сильно помешать использованию объектива в повседневных сценариях.

В жизни

Перейдем к оценке результатов фотосъемки в реальных условиях и посмотрим, как показал себя наш испытуемый в повседневной работе.

Фотосъемки проводились фотокамерой Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого,
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • режим работы затвора — электронный

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF), а затем подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW). В ряде случаев в интересах композиции применялась обрезка кадра.

Резкость и детализация

Объектив демонстрирует весьма неплохую резкость в центре кадра даже на максимально раскрытой диафрагме.

16 мм, f/3,5, 1/10 с, ISO 800

Минимальное фокусное расстояние, максимальное раскрытие диафрагмы. Центральная резкость объектов в зоне фокуса весьма хороша. Неплохо передана фактура поверхностей кофейных зерен, причем даже в зоне световых бликов.

40 мм, f/5,3, 1/18 с, ISO 800

При фокусном 40 мм на максимальном раскрытии диафрагмы f/5,3 центральная резкость хорошая, да и на краях кадра она если и понижается, то не слишком заметно. Детализация позволяет видеть все элементы гравировки на монетах.

В первой серии тестовых фото, которая представлена ниже, мы рассмотрим, как ведут себя резкость и детализация при разных величинах фокусного расстояния на максимальном раскрытии диафрагмы при каждом из них.

16 мм, f/3,5, 1/80 с, ISO 200

На минимальном фокусном при максимальном раскрытии видим, что резкость даже в центре кадра явно не столь высока, как хотелось бы — по этикетке это заметно. Видны также «намеки» на хроматические аберрации в виде фиолетовых «следов» белых объектов.

28 мм, f/4,5, 1/60 с, ISO 200

На среднем фокусном расстоянии, когда максимальное раскрытие диафрагмы составляет уже f/4,5, детализация повышается, но становятся сильно заметны хроматические аберрации в виде вторых фиолетовых контуров вокруг белых деталей (снежинки и четырехлучевые звездочки).

50 мм, f/5,6, 1/60 с, ISO 250

В крайнем телеположении резкость еще чуть возрастает, но из-за большего масштаба изображения становятся сильно заметными хроматические аберрации.

Вторая серия интерьерной тестовой съемки при искусственном освещении позволяет оценить помимо резкости и детализации также и микроконтраст.

16 мм, f/3,5, 1/160 с, ISO 200

21 мм, f/4, 1/120 с, ISO 200

При съемках реальной сцены в широкоугольном положении (16—21 мм) детализация в зоне резкости достаточная. Хроматические аберрации выявить не удается. Микроконтраст вполне адекватен для визуализации сложного рисунка поверхностей объектов.

32 мм, f/5, 1/110 с, ISO 200

При фокусном расстоянии 32 мм (эквивалент примерно 50 мм) резкость и детализация в центре достигают максимума. Хорошо воспроизводится фактура поверхностей и цвет. Микроконтраст несколько выше, чем в более широкоугольном положении трансфокации.

42 мм, f/5,6, 1/100 с, ISO 200

50 мм, f/5,6, 1/90 с, ISO 200

В телеположении (вплоть до максимума) резкость остается практически неизменной. Следов хроматических аберраций выявить не удается. Микроконтраст несколько повышается, поэтому фактура поверхностей предметов отображается более выигрышно.

Теперь проанализируем результаты работы Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II при съемке на открытом воздухе, предпринятой в час позднего зимнего рассвета. На тестовых фото — вид с Фрунзенской набережной на реку Москву, Нескучный сад и здание Российской Академии наук (в народе именуемое «золотые мозги»).

16 мм, f/3,5, 1/850 с, ISO 200

На минимальном фокусном при максимальном раскрытии видим неплохую резкость в центре кадра (детали поверхности льда на реке), но значительное ее снижение к периферии (детали здания, ветви деревьев).

22 мм, f/4, 1/680 с, ISO 200

В умеренно-широкоугольном положении (22 мм) при максимальном раскрытии f/4 резкость ощутимо увеличивается, особенно на периферии кадра. Детали здания Академии и элементы конструкции Новоандреевского моста (справа) проступают более отчетливо,

28 мм, f/4,5, 1/500 с, ISO 200

При фокусном 28 мм резкость и детализация остаются без изменений.

36 мм, f/5, 1/450 с, ISO 200

При трансфокации до 36 мм (50 мм в эквиваленте) резкость чуть увеличивается, достигая максимума в центре и на краях. Это связано, очевидно, с меньшим максимально возможным раскрытием объектива.

50 мм, f/5,6, 1/350 с, ISO 200

В крайнем телеположении (50 мм, эквивалент 76 мм) по сравнению с предыдущим фото резкость уже не растет несмотря на уменьшение относительного отверстия. Более высокая детализация — кажущийся феномен, связанный с увеличением масштаба изображения.

Минимальная дистанция фокусировки при фокусном 50 мм (76 мм в эквиваленте) составляет 35 см, поэтому Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II можно с оговорками использовать для макросъемки. Точнее, это «полумакро», так как максимальное увеличение не позволит заполнить кадр, скажем, головой насекомого. Оценим вид макросцен.

50 мм, f/5,6, 1/55 с, ISO 800

Результат, пожалуй, приемлемый. Конечно, классический макрообъектив показал бы намного более высокую резкость, особенно при учете диафрагмирования до F5,6 (это максимальное раскрытие Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II при таком фокусном). Но по сюжету «звенящая» резкость здесь не особенно и нужна, поэтому результат можно считать вполне удовлетворяющим.

Отрадно, что резкость в центре кадра у Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II (это очень важно для компактного и легкого зум-объектива) остается приемлемой даже на открытой диафрагме во всем диапазоне фокусных расстояний. Вместе с тем, она заметно понижается к периферии кадра, особенно при минимальном фокусном и максимальном раскрытии.

Цвета и полутона

Воспроизведение цветов и полутонов — это, собственно, то, что составляет суть цветной фотографии. В быту распространено мнение, что чем «цветнее» изображение, тем оно лучше. Разумеется, это совершенно неверно. Но все же некоторые производители фотосистем стремятся увеличить насыщенность и живость колоризации (особенно зеленых и синих цветовых составляющих). Причем это делается совершенно осознанно, с ориентацией на психологию восприятия.

За качество воспроизведения цветов и полутонов отвечает не только матрица камеры, но и объектив. Посмотрим, каков вклад Fujinon XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS II в итоговые снимки.

16 мм, f/3,5, 1/210 с, ISO 200